Топпоиск.рф
 
ТОППОИСК.РФ Общество О развитии музеев

О РАЗВИТИИ МУЗЕЕВ

Общеизвестно, что учить и лечить умеет каждый. Кроме того, каждый может управлять культурой. О советских временах и m-me Фурцевой и Демичева ходят мифы и анекдоты. Сейчас министры стали образованнее, и это, по идее, должно радовать. Теоретически. А что же на самом деле?

Грамматический состав слова иногда раскрывает его смысл лучше, чем само его значение. В русском языке слово «руководитель» слишком напоминает «вождение» или «разведение руками». Да и подчиненные относятся к нему соответственно: ну, водит и водит, больше все равно, сердечный, ни на что не годен.

Если вне точного значения суффиксов и корней поделить на составляющие слово «управленец», то в нем выделится суффикс «у» – находящийся не внутри, а рядом, около; корень «прав», ибо начальник всегда прав, и второй корень «лень», когда ничего не хочется делать.

Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» характеризует себя как общероссийский ежемесячный журнал, признанный ведущим периодическим изданием для менеджеров культуры. Менеджер, согласно словарю, это специалист по управлению производством, работой предприятия. Таким образом, составители и инициаторы данного издания, видимо, пытались благополучно избежать слово управленец, дабы отчетливо не читалось слово «лень». Но речь в данной статье пойдет не о лингвистике, хотя и к ней придется обращаться.

Итак, перед нами справочник, т.е. «книга, содержащая необходимые сведения по какому-либо предмету, вопросу». Учитывая состояние наших пытаемых даже не инквизицией и гестапо, а чем-то из опыта племени майя, учреждений культуры, становится интересным, чему же учат их руководителей.

А учат их, вернее, делятся бесценным опытом, по виртуализации учреждения.

Перед нами статья номер один трех авторов – зав. отделом Саратовского государственного университета И.В. Пролеткина, и двух руководителей Саратовского государственного музея имени А.Н. Радищева Л.Л. Калининой и М.Е. Шпак «Коммуникационная деятельность музея».

И здесь можно только выдохнуть и вспомнить бессмертного Александра Сергеевича: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»! В начале XIX века недавно обретшая светскую культуру Российская империя действительно верила в спасительную для общества миссию просвещения и образования. И «открытия чудные», предсказанные великим поэтом, состоялись – в литературе, живописи и музыке, кораблестроении и архитектуре, развитии физики, биологии и многого другого.

В статье же в качестве открытия предлагается коммуникационная деятельность музея. Коммуникация – (лат. communicatio), означает «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане – это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Внимание: наступает время первого открытия: коммуникационная деятельность музея осуществляется отделом по развитию музея, устанавливающим партнерские отношения: в данном случае, с университетом. Музею, вообще-то, как учреждению культуры присуща коммуникационная или коммуникативная функция как таковая. Без нее его как учреждения культуры просто не будет, как без коммуникативной функции не может быть самой культуры. Он представляет зрителю, посетителю свои выставки, выстраивая общекультурную коммуникацию. Экскурсовод представляет коллекцию, осуществляя коммуникацию между экспонатом и посетителем. Посетителями музея могут быть любые категории публики, но чаще всего это образованная часть общества. Это известно каждому, кто работал в музее, но видимо, не руководителям, стремящимся к партнерским отношениям (кого и с кем?).

У обывателя словосочетание «партнерские отношения» может вызвать, сами понимаете, какие ассоциации. К примеру, фразу врача в вендиспансере: «Вас заразил Ваш партнер». Человек с опытом незабываемых 90-х вспомнит рекламу МММ и слова Лёни Голубкова: «Я не халявщик, я партнер», хотя любому здравомыслящему человеку было ясно, что он именно халявщик, пытающийся, не работая, срубить бабла.

А вот партнерские отношения музея и университета подробно раскрываются на страницах «Справочника руководителя», и здесь мы сталкиваемся с целым рядом «открытий чудных».

Точками пересечения интересов музеев и университета оказываются (оцените новизну и глубину мысли, а также неожиданность вывода): их территориальная близость, образовательные программы, трудовая деятельность сотрудников, ресурсы. А кроме того – еще одно открытие – большинство музейных специалистов являются выпускниками местных вузов, причем начинают они трудовую деятельность еще во время учебы (читают лекции, проводят практические занятия для студентов), а университетские преподаватели принимают участие в музейных проектах, например, в качестве консультантов. Цитата приведена почти дословно.

Музеи также, согласно глубоко инновационной концепции авторов статьи и одновременно руководителей музея, выступают генераторами идей или заказчиками новых информационно-компьютерных разработок, предоставляя для этого необходимые культурные ресурсы. А университеты становятся активными проводниками внедрения информационных технологий в музейную сферу, беря на себя основной труд по созданию информационных ресурсов, программ, мультимедиапродуктов и т. д.

А далее интернет-технологии начинают влиять на развитие музея.

И снова открытие. Уже в другой статье тех же авторов. Музей, как оказывается, функционирует в трех пространствах. Это музейное пространство, внемузейное пространство, информационное пространство. Уважаемые авторы, а как у вас с геометрией? Двоек ни у кого не было? Музейное пространство, вообще-то, суть место функционирования, работы, деятельности (нужное подчеркнуть) работников музея. Оно музею принадлежит и является его неотъемлемой частью в виде залов, фондохранилищ, хозяйственных служб и т.д. Музей им обладает, и поэтому функционирует в нем.

Внемузейное пространство? Да, существует. Оно делится на множество подпространств, из которых главным является пространство культуры. Это пространство города, страны, нации, части света, континента и многого другого. Это может быть пространство туризма. Внемузейное пространство можно бесконечно анализировать и, вероятно, найти множественные связи для «партнерских отношений», чему посвящены отдельные профессиональные книги по музееведению.

Что же касается наличия музея в информационном пространстве, то здесь опять происходит сужение функции музея и подмена одного понятия другим. Музей, так же, как и любое другое учреждение образования и культуры, обладает информационной функцией, как и коммуникационной. Согласно материалистической концепции мироустройства, в реальности существуют три составляющих компонента: материя, энергия и информация. Музей – носитель информации, обладатель того же информационного пространства, и формулировки авторов представляются попросту безграмотными. Понятие информационного пространства в статье, таким образом, сужается до интернет-пространства, то есть пространства виртуального.

Русское слово «виртуальный» происходит от английского слово virtual, т.е. мнимый, не номинальный, а английское слово, в свою очередь, происходит от латинского virtualis – пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный. Крутяк, господа руководители культуры, вы действительно водите руками. Латынь, кроме медиков и историков античности, мало кто знает, а английскому всё-таки учили многих, и поэтому мы оказываемся с глазу на глаз с музеем в нереальном пространстве. И добро бы, авторы употребили прочно вошедшее в нашу жизнь понятие интернет-пространства. Так ведь нет же, руководителю всегда нужно блеснуть эрудицией. В результате мы имеем «функционирование музея в мнимом пространстве». А его воплощением (ничему не удивляйтесь, чему можно удивиться при зарплате в прожиточный минимум?) является музейный сайт, который, в свою очередь, является фактором развития музея, осуществляемым отделом по развитию вышеозначенного учреждения. Сайт делают компьютерщики. Его наполнением может быть любая искусствоведческая или культурно-историческая информация, предоставляемая сотрудниками музея. И это, как вынесено в заглавие вышеозначенной статьи, есть «влияние информационных технологий на развитие музеев».

А теперь о значении слова «развитие». «Развитие, – читаем у С.И. Ожегова, – доведение до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности, а также силы, мощности, совершенства; повышение уровня чего-нибудь».

Ну что ж, значит, руководителя надо учить тому, как выстраивать сайт (ведь справочники существуют как раз для этого), а не заниматься планами, бюджетами, структурой того же музея. А музею предлагается разворачиваться и цивилизоваться в мнимом пространстве.

Объяснение этому очень простое. Язык не фраер, его не обманешь. Он точен, правдив и часто бесспорен в своих дефинициях. Министерство, взявшее это издание под свою эгиду, тоже не идиоты.

Проще развивать музей, как и всю культуру, виртуально, то есть ирреально, чем на самом деле заботиться о его финансировании, бюджете, ремонтах, помещениях, хранениях и, в конце концов, просто, о мониторинге, не интернетовском, а реальном, культурных вкусов и предпочтений общества. Вместо этого занимаемся развитием музея в мнимом пространстве, выстраиваем партнерские отношения, представляем как визитную карточку музея не коллекцию, а сайт, ибо он и только он, залог развития музея. А при случае и на компьютеризации учреждения всегда откатить можно. И на эту предлагаемую бодягу тратятся деньги, печатаются статьи, издаются журналы, и тратятся природные лесные ресурсы. А результат – результат всё тот же – вопиющая безграмотность в основополагающих понятиях и претензии на непоколебимую новизну первооткрывателя.

А что на деле?

А на деле: материалы с музейного сайта о Ночи музеев 2014.

- Многие посетители приходили в музей не только ради развлечений, но и для знакомства с историей искусства (какого? Русского? Итальянского? Французского? Декоративно-прикладного?).

- Конечная цель всех музейных мероприятий – не просто позабавить (что-то из нравов короля Людовика-Солнце – искусство как забава) наших посетителей какими-либо приятными событиями (к слову, событиями позабавить нельзя, они не казусы и даже не занятные случаи), но и подарить им радость от встречи с произведениями искусства, познакомить с уникальной историей каждого из экспонатов нашего музея, дать им почувствовать себя причастными к удивительному миру изобразительного творчества прекрасных художников (изобразительным, господа авторы, бывает искусство, а не творчество).

А без банальщины никак? Если художник, то обязательно прекрасный? Других не держим?

Или дивное словосочетание «богемная и артистическая атмосфера»? Богема, конечно, суть синоним артистической среды, но несет и некую оценочность в своем значении, предполагающую определенную свободу нравов. Уместно ли это в музее?

Это случайная выборка из двух абзацев. Про грамматику и синтаксис лучше умолчать. Ощущение, что авторы не доучились до восьмого класса, когда проходят синтаксис. Что, учитывая задачи развития музея, вполне естественно. Каковы поставленные перед сайтом задачи, таков и результат. Вместо нормальной музейной информации фейковое самовосхищение и общие слова. Ибо задача пиара – не анализ, и даже не поданная грамотно новость, главное – прокричать, прокрякать, прокукарекать (нужное подчеркнуть).

– Ты скажи, пиарщик наш,

Сколько лжи еще нам дашь?

– Не гони меня пока,

Дам вранья я три мешка.

Один мешок – директору,

Другой – для коллектива,

А третий – всяким скептикам,

Для муторного чтива

Сайта…

Что же касается культуры, то она дама свободная, самостоятельная и самодостаточная. Выжила, невзирая на все разрушения, репрессии, идеологии и шельмования. Но тогда она знала, чтó надо спасать и сохранять. А с ложью и подменой понятий, узаконенных министерскими крысами, справиться труднее.

Господин Мединский, что же под эгидой Вашего ведомства печатается ТАКОЕ? И еще штат редакторов, поди, содержится? Зачем этот бред, для кого?

Для всех авторов, совершивших многочисленные открытия по информатизации культурного учреждения. Культура – совокупность определенных стратегий изменения, постижения и отражения мира. Это особым образом организованная информация. Она заложена и за- архивирована в самом феномене материальной культуры, в вещах, документах, произведениях искусства, что собственно и представляет музей. А вот что такое информация как явление никто до сих пор не знает. Во всяком случае, не авторы сайта, ибо они творят сайт и считывать эту информацию точно не умеют.

Автор статьи ярый сторонник компьютеризации и информатизации государственных и общественных институтов и прекрасно владеет компьютером. Без быстрого доступа к информации сейчас не выжить. Но не заменяйте культуру фейковыми сообщениями с претензиями на саморекламу, ибо ничего отвратительнее безграмотного самодовольства не существует.

А за державу обидно. И за культуру тоже.

Ксения Сомова

Комментарии  

 
# Александр 11.12.2014 14:48
Спасибо. Хорошо пишете. Главное в точку. Но неужели это правда? Это не придумано? Есть в самом деле такой справочник? Неужто и в культуре у нас откаты? еще такой вопрос: Аеще есть статьи на эту тему?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать