Топпоиск.рф
 
ТОППОИСК.РФ Общество Исчезнувшие шедевры. Когда Кафка отдыхает

Исчезнувшие шедевры. Когда Кафка отдыхает.

Господи, прости меня, многогрешного, что я реагирую на мелочи, на сказанное слово, а не на звон монет, что меня ещё, распоследнего идиота, интересует искусство. Так хочется через ощущение гармонии картины, вазы, иконы, рисунка осознать, что ты ещё есть и способен чувствовать, невзирая на цены на нефть и санкции.

Доходы, мягко говоря, поубавились. Уже не только не до Лувров, но и не до Эрмитажей и Третьяковок, и даже выставки В. Серова. И остается – наш, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

А на улице – грипп. И гололёд. И выходить лишний раз не хочется. Вспоминаю, что Интернет, как и А.С. Пушкин, теперь наше всё, открываю его, и…

Сайт «Новости Радищевского музея» по объему информации скоро сравняется с новостями центральными. Как любитель искусства я этот факт могу только приветствовать. И вот – о чудо! Мой любимый «Морозный день» Б. Кустодиева. Только что это? Кино или картина? Снег падает, дворник машет метлой. Далее – падающий снег на «Новогодней ёлке» П. Кузнецова. Выдыхаю. Кликаю по стрелочке. Мать художника Боткина на портрете, читая газету, поднимает ее и наклоняет голову. Ну что же, понятно, возраст, близорукость у старушки. Поддатый «гитарист» В. Маковского не просто типаж своего времени, а образ человека, достаточно измученного и траченного жизнью, он дергает ногой и качает головой, перебирая струны. Так зачем Маковский, зачем XIX век? Зайдите в любую забегаловку, где наливают, такой типаж точно найдется. Или этим подчеркивается неустареваемость классики?

Машет метлой дворник с полотна неизвестного художника школы П. Венецианова, на французском подносе порхают птички с бабочками и китаянки обмахиваются веерами, а по китайскому плывут лодочка и лебедь.

А вот голландский пейзаж с мельницей подвергся уже определенной корректуре. Крылья мельницы уже не просто вертятся, она движется во времени: сумеречный день сменяет ночная гроза, с набежавшими тучами и пересекающими экран молниями. Мне вспомнился граф Дракула. И тут я… очередной раз запретил себе думать… Ибо увидел незнакомую картину Ф. Бронникова «Везувий» (1850-е годы). Господи, если вы, как и я, ходите в музеи для соприкосновения с художественным гением или талантом, то перед просмотром лучше сядьте. А то «Скорую» придётся вызывать… Потому что через всю горизонталь ландшафта проехало что-то роботовидное. Пришлось позвать соседнего пацана, который объяснил мне, что это дроид R2-D2 из «Звездных войн», и тут же по подростковому любопытству кликнул снова, и мы уже вместе наслаждаемся картиной «Воин» Мейссонье, где у рыцаря световой меч, а из-за угла высовывается мастер Йода, который, по признанию шалопая, тоже герой этих самых «Звездных войн». С фразой «Я Вам диск дам посмотреть» и ни на секунду не задумавшись, что за картинки ему только что показывал этот старый дядька, даже не знающий, кто такие джедаи, пацан унесся, оставив меня снова наедине с «ожившими шедеврами».

А «Ожившие шедевры» - это название мультимедиа-проекта, как я прочёл чуть позже, предполагающего соединение изобразительного искусства с анимацией. Его цель – «представить произведения Радищевского музея в новом формате», дабы на страницах проекта можно было увидеть «оживших» героев произведений искусства, их «придуманную» аниматорами «жизнь за рамками живописной плоскости».

Искусствовед способен увидеть в живописи больше значений, чем простой любитель искусства. Хороший экскурсовод сможет донести своё знание, а главное – вúдение до зрителя. Живопись статуарна. Но через субъективное, личное её восприятие человек осознает себя причастным вечным эстетическим ценностям (см. Философский словарь. Эстетическое познание мира). Это, простите за банальность, основная функция искусства.

Ребенок не развивался бы, если бы не задавал вопроса «Почему?». Человек не вышел бы из дикого состояния, если бы не осознал, как растет колос и даёт зерно, как доить козу, и не начал бы медленно, тысячелетиями, через первобытные орудия труда осваивать и покорять равнодушную природу. Мы, дети энеолита, обеспокоены уже другими вопросами – Зачем? Зачем заменять вполне качественное образование пресловутым отупляющим ЕГЭ? Зачем рушить, чтобы потом восстанавливать? Чтобы безработицы не было? Но, простите, не туда занесло.

То, что я увидел на экране монитора – бросающаяся в глаза, смывающая все преграды, вопиющая, воинствующая пошлость. Для тех, кто забыл значение, пошлый – это низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый. Первоначальный смысл слова – обычный, обыденный, говоря современным языком, массовый. То, что хорошо пошло. Как рюмка водки. В результате сбылась мечта вечно живого Ильича «Искусство в массы», и осуществили её не продюсеры полуголых девок из «Аншлага», а музейщики. Работающие в доме, который от муз произошёл.

Шедевры, как известно, оживают благодаря труду реставраторов. Им даруется вторая жизнь. Мультимедиа продукт, который я так долго описываю, уместно назвать «оживающими шедеврами», т.к. они как бы оживают на наших глазах.

Но это уже не «шедевр», а низкопробная мультяшная попса, убивающая то, что когда-либо было создано талантом мастера. И хочется спросить: если вы так не любите искусство, то зачем работаете в художественном музее? До какой степени нужно презирать вещь, что просто похабить её. И кстати: что-то я не помню, чтобы Третьяковская галерея выставляла на сайте шишкинских медведей, гуляющих взад-вперед по поваленному стволу, или серовскую девушку – жадно поедающей персики.

А у мультимедиа-шедевров Радищевского музея большое будущее. Можно «оживить» икону. Чтобы Спас осенял грешника прямо с монитора – в церковь не ходи; Николай Чудотворец листал Писание, а Георгий закалывал Змея, многократно поднимая копьё. В.А. Тропинин может, держа палитру в руках, вести экскурсии по Москве, знахарь с шедевра Нестерова многократно хлопать дверью, а Надя Репина приподниматься на подушках.

А самое-самое… За подобный совет надо брать деньги, но дарю бесплатно. Петр I М. Антокольского должен сойти с пьедестала и бродить по залам, чтобы сам царь, А.С. Пушкин и А.П. Боголюбов перевернулись в гробах, а остальные отдохнули от предлагаемого абсурда.

Александр Чернышов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить