Топпоиск.рф
 
ТОППОИСК.РФ Общество Древняя гармония и принцип игры на гуслях

Гусли: древняя гармония и принцип игры

Скачать полный вариант статьи в формате Word:
drevnyaya-garmoniya-i-princip-igry-na-guslyah.doc

Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Седой старец с длинной бородой и в белых одеждах, играющий на гуслях – это символ дохристианской, языческой культуры. Не удивительно, что этот образ мы встречаем в иллюстрациях исторических книг, в эпизодах кинофильмов и детских мультфильмов. Но к сожалеию, гусли – это уже легеда! Вы не встретите на улице подвыпившего мужика, под гусли орущего на всю улицу – «Распрекрасные вы очи …», не увидите седовласого старца в переходах метро, под переливы гусельных струн поющего былины о подвигах русских богатырей, не встретите добра молодца, гусельной игрой завлекающего красну девицу. Все это в далеком прошлом! Даже на фольклорных праздниках, где собираются молодые люди в национальных русских костюмах, вы услышите отсилы балалайку, да гармошку. Но в последнее время интерес к гуслям значительно возрос. Связано это большей частью с тем, что у нас в стране молодые люди пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.

Увлекся гуслями и я. И вот мне удалось сорвать джек-пот. Определенно сложившиеся обстоятельства позволили мне заглянуть в далекое прошлое – увидеть костры инквизиции, увидеть как по лесам разыскивают и убивают волхвов (хранителей древней культуры), как сжигают гусли на кострах, и многое, многое другое … Все это мне удалось сделать не выходя из комнаты, опираясь на труды исследователей этого инструмента, на материалы экспедиций в районы, где традицией сохранились приемы игры на гуслях. Поэтому львиная доля заслуг принадлежит им. Я всего лишь оказался наверху пирамиды. Мне всего лишь удалось расшифровать цифровой код, словно ключ, открывающий окно в прошлое. Мне удалось заглянуть на тысячи лет назад и познакомиться с древней гармонией. Я просто обязан поделиться этими знаниями  со всеми.

Исследователями за сотни лет собрано очень много материала по гуслям и по игре на них. И в наше время удается найти нечто новое. На основе накопленых знаний образуются школы игры на гуслях, и все большее число людей осваивают этот инструмент.

В наше время все гусельное сообщество можно разделить на две группы – это академисты и наигрышники. Это две школы игры, больше напоминающие секты. Академисты так усложнили игру, что освоить ее могут только в высших музыкальных учереждениях. Наигрышники напротив, довели эту игру до примитивизма, иногда не поддающегося объяснению. В результате, как те, так и другие превратили гусли в инструмент для избраных. Самое смешное, что как школа академистов, так и школа наигрышников основана на христианской семинотной гармонии и к древней гармонии славян (шестинотной) отношения не имеют.

Среди сохраненных традицией строев гуслей, мне удалось выделить строи, относящиеся к дохристианской культуре древних славян. Это примерно три – пять тысяч лет до нашей эры (может и больше). Принцип формирования аккордов с этими строями настолько прост, что освоить основы игры на гуслях сможет любой человек без музыкального образования где-то за пол часа. Правда на полное освоение этого удивительного инструмента уйдут годы. Гусли принципиально отличаются от всех современных музыкальных инструментов. Это инструмент, позволяющий извлекать совершенно гармоничные сочетания звуков. (На подобное способен только ансамбль скрипок.) Гармоничные колебания несут лечебную функцию и способны структурировать воду. Ознакомление с древней гармонией (двуаккордовой) позволило совершенно по другому взглянуть на существующую музыкальную культуру – просто «открыло глаза».

По моему мнению, восстановить игру на гуслях в прежнем виде уже невозможно – точка невозврата пройдена. Но инструмент этот на столько интересен, что он достоин новой жизни! Информации о игре на гуслях очень много. Соединив все это с имеющимся опытом игры на других музыкальных инструментах, можно вернуть гуслям жизнь. А этот инструмент того достоин. Мой же скромный вклад, в виде этой статьи, поможет это сделать.

Читать дальше... в формате Word

Аверченков Дмитрий (Семён Скрипкин)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить